Интенсивность судоходства по Северному морскому пути (СМП) продолжает расти и вновь достигла рекордного уровня в 2013 году, поскольку становится все больше компаний, стремящихся оценить целесообразность этого маршрута, сообщает Platts со ссылкой на данные Росатомфлота. Россия активно развивает СМП, позволяющий судам двигаться на восток из Баренцева моря вдоль российского побережья через Берингов пролив в Тихий океан, так как планирует использовать его для транспортировки нефти, добываемой в Арктике, на мировые рынки. Россия также надеется превратить его в международный торговый путь, альтернативный традиционному маршруту из северной Европы на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, поскольку СМП предлагает ряд преимуществ, в том числе - значительное сокращение протяжённости пути. В прошлом году объём грузоперевозок по СМП вырос до 1,356 млн тонн, или на 7,4% в годовом исчислении, сообщил на Арктическом нефтегазовом форуме в Москве, организованном Adam Smith Conferences, заместитель генерального директора Росатомфлота Станислав Головинский. В этот объём входит пилотная поставка 75 тыс тонн нафты из балтийского порта Усть-Луга в Южную Корею. Хотя рост тоннажа в 2013 году не был впечатляющим, объём грузов, следующих по СМП транзитом из одного иностранного порта в другой, в 1,8 раз, сообщил на форуме директор управления СМП Александр Ольшевский. Интенсивность движения по СМП выросла до 71 рейса, то есть на 54% по сравнению с 46 рейсами в 2012 году, сказал Головинский. Двадцать два судна из этого числа прошли по СМП транзитом без коммерческих грузов. СМП открыт для навигации около пяти месяцев, с июля по ноябрь, однако Головинский отметил, что в некоторые годы сезон навигации может быть длиннее. В 2010 году Росатомфлот обеспечил прохождение по СМП одного судна, напомнил он. В 2013 году управление СМП выдало 635 разрешений на проход по СМП, причем 127 (20%) из них были выданы судам под иностранными флагаги, сказал Ольшевский. Протяженность СМП от острова Новая Земля в Северном Ледовитом океане до мыса Дежнева на Чукотском полуострове, самой северо-восточной точки Евразии, составляет 3 тыс миль. Это на 3,9 тыс морских миль короче традиционного маршрута протяженностью 11 тыс морских миль. Это позволяет сократить продолжительность рейса по перевозке грузов в Японию, Китай и Южную Корею примерно на 40%, или на 20 дней. Также маршрут позволяет избежать политических рисков, с которыми связаны перевозки через Суэцкий канал, но ему присущи тяжёлые погодные условия и льды.
|