Будущее литовского терминала СПГ, первого на Балтике, может оказаться довольно мрачным, если страны региона не достигнут согласованной стратегии своей энергобезопасности, предупреждают эксперты.
Первоначально говорилось, что терминал в Клайпеде, о начале работы которого триумфально объявили 3 декабря, будет способен на 90% обеспечить потребности региона в СПГ. Правда, уже остро стоит вопрос, а что делать, если в будущем кто-то сможет предложить более дешевый сжиженный газ не только региону, но и самой Литве? Эту перспективу нельзя исключать ввиду либерализации европейского газового рынка, которая захватит и его балтийский сегмент.
«Хотя первой должна была получить такую морскую установку Польша, и мы думали, что на сегодняшний день к нам уже выстроится очередь за газом, надо признать, что литовцы нас обошли, увы», — сетовал один из комментаторов польских СМИ по поводу ввода в строй клайпедского терминала. Тем не менее, несмотря на запоздание в два года, летом 2015 года терминал СПГ в польском порту Свиноуйсьце будет готов – с двумя газохранилищами и первоначальной мощностью 5 млрд кубометров в год с перспективной расширения до 7,5 млрд кубометров. Терминал, обошедшийся в 250 млн евро, обеспечит 50% годового потребления газа в стране.
Весьма значительные совокупные мощности в Польше, более скромная производственная база СПГ в Эстонии, которая появится в 2019 году (эстонский терминал будет действовать «в паре» с финским), и прочие мощности в соседних Швеции и Германии – это уже целый «букет» конкурирующих игроков, с возможностями которых Литве придется считаться.
«Региональный рынок будет определять не клайпедский терминал, с его 1,5 млн кубометров газа, а польский, мощность которого будет от 5 млн до 7,5 млн кубометров в год. Польша уже имеет прямые газовые соединения с системой Западной Европы. Литва может сколько угодно рассчитывать, что клайпедский газ пойдет туда через Польшу, но уже в ближайшие годы Польша способна будет делать это и сама – когда в строй войдут мощности Свиноуйсьце и соединения с Чехией, Словакией и, возможно, Украиной, так что Литве здесь не продвинуться», — категорично заявил эксперт польского Института Собески Роберт Зайдлер. Газовые соединения между Литвой и Польшей завершатся в 2020 – 2024 годах, и «Литве это нужно больше, так как газовая инфраструктура Польши развита гораздо лучше».
Что касается эстонского и финского терминалов СПГ, то «с учетом запланированного Финляндия станет интегрирована в европейскую газовую сеть, что улучшит энергобезопасность страны с точки зрения газа», — заявил финский премьер-министр Александр Стубб. Иными словами, это обещает уменьшить зависимость от поставок российского газа, на что надеется и Эстония.
«Может, пора и Латвии, в свою очередь, заговорить о собственном терминале сжиженного газа? Мы сможем иметь общий рынок газа, если попытаемся работать вместе, а не по отдельности. Иначе цель будет равнозначна утопии», — заявил на недавнем энергетическом форуме в Вильнюсе бывший министр экономики Латвии Даниэль Павлют, упрекнувший правительство своей страны в недостаточной юридической поддержке литовского терминала, откуда пока не могут получать газ подземные хранилища в Инкукальнсе.
Итак, Эстония рассчитывает на свой терминал, а Латвия колеблется с импортом клайпедского газа. Кроме этого, Литве придется принять правила третьего энергопакета ЕС и допустить импорт «чужого» СПГ.
«Клайпедский терминал был правильным решением для диверсификации энергопоставок и уменьшения зависимости от одного-единственного импортера, «Газпрома». Положение этого терминала на рынке стало бы более прочным, если бы три балтийских государства пришли к соглашению о разделе рынка. Например, хранилища в Инкукальнсе могли бы заполняться именно литовским СПГ», — считает основатель независимой компании энергетического консалтинга RusEnergy Михаил Крутихин.
Насчет отсутствия политического диалога между соседями по Балтике с ним согласны и другие эксперты. «Латвийские власти вроде бы и хотят либерализации газового рынка, и склонны много говорить об энергетической независимости, но на практике действуют, похоже, наоборот – нет ни законодательных шагов, ни мер по реформированию Latvijas gaze, единственного оператора газа», — заявил информагенству BNS латвийский аналитик Рейнис Аболтинсас.
|