В конце прошлой недели Natural Gas Europe организовал в Милане конференцию по «Южному потоку» и его эволюции. Необходимость этого назрела. После того как в декабре прошлого года Владимир Путин торжественно открыл символическую церемонию сварки первого стыка газопровода на черноморском побережье в районе Анапы, об этом проекте в Европе практически ничего не было слышно.
За это время другой газотранспортный проект, активно продвигаемый Европой, Nabucco, спев финальную арию, убыл в лепту. А именно его эксперты и рассматривали конкурентом South Stream. На смену ему (если можно так сказать, потому что с пониженными объемами) пришел TAP (Trans Adriatic Pipeline), который должен переправить азербайджанский газ в Италию (через Турцию, Грецию и Албанию). Но ему тяжело тягаться с российским проектом – «Южный поток» рассчитан на 63 млрд куб. м газа в год, а TAP только на 10 млрд.
На конференцию должны были приехать все самые серьезные официальные лица Италии – и министр инфраструктуры и транспорта Маурицио Люпи, и губернатор Ломбардии (Миланская область) Роберто Марони, и президент провинции Милана Гуидо Подеста. Модерировать тоже должен был экс-министр экономического развития Паоло Романи. К слову, все они из правого блока Сильвио Берлускони. Разбавить правых итальянцев должен был Джанни Питтелла, демократ, вице-президент Европарламента. Совершенно неожиданно никто из них не приехал. Дошло до того, что ведущий, Риккардо Мильори, бывший президент OSCE PA, заявил, что «мы начнем, а они подойдут». Впрочем, Люпи прислал письмо, что не может быть с нами, и пожелал успехов конференции. Не сумел добраться и глава Eni Паоло Скарони, у которого было свое мероприятие в это же время в Милане.
Зато российская делегация была в полном, нисколько не ослабленном составе. Заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский, член правления, начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» Олег Аксютин, который возглавляет также компанию-оператора морского участка газопровода «Южный поток» South Stream Transport B.V., заместитель начальника департамента по управлению проектами «Газпрома» Александр Сыромятин.
Им всем пришлось изрядно потрудиться, отвечая на вопросы экспертов и журналистов. Оказалось, что «Южный поток» не стоит на месте, все идет по графику, проводятся тендеры по поставкам труб (их 300 000!) и по прокладке морского участка газопровода. Олег Аксютин подтвердил сроки строительства – начало укладки морского участка намечено на второй квартал 2014 года, первый газ в Европу должен прийти к концу 2015 года (по первой нитке в Болгарию), к концу 2017-го газопровод будет доведен до полного объема. Причем этот газопровод значительно повысит надежность энергопоставок в Европу. Сейчас, из-за напряженности в Северной Африке, часто поставки оттуда прерываются (сейчас «возникли проблемы с Алжиром», подчеркнул Аксютин), а Россия всегда являлась надежным поставщиком с 70-х годов прошлого века. Причем газ в Европу попадет напрямую, минуя даже Украину, где в последние годы неоднократно возникали трения. И более того, из-за удобно расположенного Краснодарского ПХГ этот газопровод может покрыть всплески потребления из-за сильных холодов, даже неожиданных.
Впрочем, у участников вопросов о надежности поставок совсем не возникало. С этим все легко согласились. Споры возникли об экономической эффективности проекта и его востребованности на европейском рынке. Во время кризиса европейское промышленное производство сильно упало, причем спонсированная «зеленая» энергетика тоже значительно выросла. Также Америка грозится поставлять в Европу сланцевый газ. Такие были аргументы из зала. На это Александр Сыромятин ответил, что «в Европе наблюдается падение добычи своего газа, поэтому если не сейчас, то скоро мощность газопровода будет задействована». Яновский добавил, что проект рассчитан на 30-40 лет, а за это время экономическая конъюнктура может сильно измениться. И действительно, данные «Газпрома» по экспорту газа в Европу в этом году показывают хороший рост, и, «например, по поставкам газа в Италию мы можем поставить рекорд», – подчеркнул Сыромятин.
Кроме этого, газовое топливо более экологично и экономно по сравнению с бензином. Поэтому «Газпром» надеется стать поставщиком и для газомоторного транспорта.
Что же про сланцевый газ, для Европы это пока только слова. Если США начнет поставлять газ (вспомним о дорогом строительстве терминалов по сжижению газа и специальных СПГ-судов, которые значительно повысят стоимость газа для Европы), то ей самой не будет хватать для своих нужд. Действительно, благодаря своему сланцевому газу США почти освободились от зависимости от импорта газа – но чтобы быть экспортером, до этого еще далеко. Про цены, сейчас трудно говорить о конечной цене («все будет точно известно по окончании тендеров»), но «примерная цена газопровода (ее морская и европейская часть) составит 17 млрд евро», заметил Аксютин: «Работа по оценке инвестиций ведется постоянно. Недавно в Лондоне состоялась очередная презентация в присутствии иностранных компаний и более 100 банков. Там мы получили положительные сигналы от рынка о том, что проект привлекателен». «Только 30% финансирования проекта идет за счет акционеров, а 70% финансирования будут обеспечены за счет заимствования с финансового рынка», и там «деньги найдутся», уверен Аксютин.
Проблемы возникают только с Европейской комиссией, ее интерпретацией Третьего энергопакета. Для «своего» Nabucco Европа могла пойти на исключение, для «российского» (там участвует десяток европейских стран) не хочет. Хотя «договор между Россией и Италией о создании консорциума по строительству газопровода "Южный поток", а потом и межправительственные соглашения с другими странами были приняты в 2008 году, когда как энергопакет вступил в действие в 2009-м. По всем международным правилам закон не должен иметь обратного действия, – объясняет Яновский. – Но Евросоюз хочет продавить свою позицию». Тем не менее он надеется прийти к согласию: «Мы подготовили проект международного соглашения о реализации инфраструктурных проектов в газовой сфере, где фигурирует слово "трансграничный". Этот документ уже передан европейской стороне, и до конца года мы проведем консультации, чтобы выйти на подписание этого соглашения».
Что же касается Италии, которая совсем отвернулась от «Южного потока»? Это не совсем так. Просто время было выбрано совсем неудачно (но это не вина организаторов) – на следующий день после конференции министры блока Берлускони подали в отставку и вызвали правительственный кризис. В день конференции уже было ясно, что в стране намечается что-то серьезное. Поэтому никому из официальных лиц не было дела до какого-то трубопровода. Хотя Джанни Питтелла успел послать видеообращение, в котором сказал: «Конечная цель европейских законодателей – добиться доступа к энергоресурсам компаниям и семьям, с наибольшей надежностью и по наименьшей цене. Этого можно добиться, только усиливая нашу инфраструктуру и диверсифицируя ресурсы. Поэтому South Stream является важным решением растущего спроса на природный газ».
Кстати, в среду правительство удержалось, кризис миновал – большинство сенаторов, в том числе и сам Берлускони, поддержали правительство.
А российско-итальянские отношения были всегда тесными, и в энергетике особенно. «В 1974 году СССР поставил первый газ в Италию, поэтому нам есть что праздновать в следующем году», – напомнил Яновский. Все совместные проекты двух стран долго перечислять, это и «Голубой поток» «Газпрома»–Eni, и все их совместные проекты в России, укладка компанией Saipem морского трубопровода для Nord Stream, это и договоры между «Роснефтью» и Eni о сотрудничестве по освоению участков Черного и Баренцева морей, это и инвестиции Enel в российскую энергогенерацию (ОГК-5), и инвестиции российских компаний в Италии (покупка «ЛУКойлом» у ERG нефтеперерабатывающего завода ISAB в Приоло, совместное предприятие «Роснефти» и Saras). То есть Италия является для России одним из приоритетных европейских партнеров при любом итальянском правительстве. Что же касается «Южного потока», то «мы будем тем локомотивом, который выведет Европу (и Италию) из кризиса», сказал Олег Аксютин. Хочется ему поверить. Кризис в Европе надоел уже всем.
Милан
|